Tarja A. (rayne_minstrel) wrote,
Tarja A.
rayne_minstrel

Category:

Глобальная проблема с историческими романами

Я всегда диву давалась, читая Ольгу Елисееву, единственную, кто еще пишет на "мою" тему и издается не за свой счет хорошим тиражом. Она же историк, имеет научную степень, - казалось бы, что сложного не "осовременнивать" тексты, не натягивать нравы нашей эпохи - причем нижних и средних слоев общества - на времена давнишние. Полагала, что под читателя подделывается. Усредненного такого читателя, который хочет видеть в исторических личностях самих себя.

Потом поняла, почитав с этой женщиной интервью - она любит давать интервью в "духовные" журналы и издания - нет, это не читателей мы поощряем покупать, это у нас позиция такая.

Я много уже разбирала ее опусы с точки зрения ляпов по истории быта и нравов. Не думаю, что историк "галатного" века не может знать, что бумажные обои клеили лишь низы общества, что дама не могла бродить по Петербургу в гордом одиночестве и заходить покупать комнатные растения на рынок. Что ее малолетняя дочь, которая через 20 лет станет одной из самых модных "светских львиц", не могла говорить на суржике и вести себя как умственно отсталая. Что назвать великих княжон "девками" даже за глаза РЕАЛЬНЫЙ Бенкендорф (а не вымышленный автором "честный парень Шурка") просто не мог. Все это ясно и понятно.

На деле же - автор "так видит". Читателям, кстати, в массе своей не нравится такое. Им подавай прелесть и экзотику, "балы, красавиц, лакеев, юнкеров".

Отсюда вывод - если вы пишете о "высшем обществе", надо представлять себе, что такое высшее общество. Не обязательно лезть в дебри истории. Достаточно ответить себе на вопрос - будет ли глава ФСБ или ФСО носить на службу завернутые в газетку бутерброды? Будет ли его жена донашивать дома парадные туалеты? Поклеит ли он у себя дома бумажные обои? Все это - вопросы риторические. Но для человека, выросшего в определенной среде, с неразвитым вкусом и чувством уместности, такое прокатит за норму. Более того, он испытает определенного рода кайф - князья и графы, мол, в виде "простых людей", которым ничего человеческое не чуждо-де.

Такое бывает не только у Елисеевой (которая, кстати, будучи историком, очень любит нагло врать, искажая исторические факты в пользу продвигаемой ей концепцией: декабристы есть масоны-сатанисты, а Николай Первый - "последний часовой" и "хранитель духовных скреп"; но об этом позже). У многих авторов прямо-таки прет их происхождение и образ жизни из всего, что они пишут.

Как с этим справиться? Тут поможет "насмотренность". Мне часто помогает, что я реально бываю там, где жили герои моих книг. Пытаюсь наглядно представить, каким мог быть их день. Каковы их интересы. О чем было прилично или неприлично говорить в то время. Как прилично себя вести. В этом-то как раз и сложность создания исторической прозы.

И самое главное - нужно уважать своих героев. В исторических книгах, как нигде, нужно засунуть себя, повествователя и автора, куда подальше - и следовать за персонажами. Тогда все получится.
Tags: быт и нравы, кухонное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment