Tarja A. (rayne_minstrel) wrote,
Tarja A.
rayne_minstrel

Categories:

О злобных "фашистких" латышах, или неодолимый признак совка

...Я уже вычислила, какой: гнать на прибалтов, "надменных", "ненавидящих" и, конечно же, "фОшЫзДов".
При этом каждый приводит истории, как их "ни с того ни с сего", в 1970-1980-х, а то и раньше, назвали "тыблой" в Таллине, не обслужили в магазине, не ответили на русском, притесняли и ужали в правах. О несчастных негражданах, настолько гордых своей великой нацией, что не сочли нужным выучить местный язык, о запрете школ, в которых преподавание только на русском, любят говорить многие.
Сидим в кафе, ни с того ни с сего мой родитель (фанат передач Соловьева с 1990-х годов) и некая родственница (тетка мужа моей сестры) начинают говорить про фОшЫзДоВ в Остзейском крае и сокрушенно качать головой. При этом злобно зыркая глазами в мою сторону. Ибо я имею смелость предпочитать это направление отдыха дефолтным Турции и Египту, где "русских очень любят" (за деньги милые восточные люди сделают каждому аннилингус в комплекте, мда; напоят-накормят и залюбят до смерти).
Поведение моего родителя (офицера красного флота в запасе, работающего нынче на госкорпорацию, это для справки) особенно в разговоре со мной, четырежды предательницей и "рабочих с крестьянами", и "воевавших дИдов", и "родной страны",и вообще "контрой" - предмет отдельного поста и нескольких сессий в кабинете у психоаналитика. Я сейчас про транслируемую "великодержавную" идею.

Бесчисленные единомышленники указанных выше родственников отсчитывают историю даже не с 1917-го - а где-то с 1945-го года. То бишь, после победы. Что-то было "до" - но все сливается в стереотипные образы "злобных крепостников", среди которых появляются иногда светлые и патриотичные фигуры (суворовы, кутузовы и ушаковы, вкупе с пушкиными и толстыми, которым прощаются крепостные крестьяне, м-да), которых советская и, особенно, сталинская пропаганда выволокла себе на службу. Да и гражданская война с революцией - "смута, хаос, суровые годы". Потом - событие, оправдывающее все существование совка и случившееся исключительно из-за того, что власть была "правильная". С тех пор и начинается отсчет "русской" славы. И неудивительно, что, купившись на сталинскую пропаганду, "русское" начали равнять с "советским", и оно так органично вплелось в подсознание многих бывших моих сограждан. Что ж, если верить этой извращенной хронологии, то империя, родившаяся в 1945-м, должна быть в своем расцвете, поэтому наличие такого количества сторонников и ностальгирующих неудивительно. Проблема только в том, что эта хронология реальности не соответствует - любой историк скажет.

Большинство строчащих обидные комментарии про "надменных хамов" эстонцев, латышей и литовцев искренне недоумевают - "так они нас не любят, потому что мы русские?"На деле, они либо жертвы указанной выше парадигмы, либо ее сознательные сторонники. Я лично никогда не полагала, что Россия "началась" после победы в ВОВ. Здесь, кстати, понимание логикой необязательно - повторяю, знание интуитивное, и только вот.

Теперь подбираемся конкретно к Прибалтике. Когда Остзейский край был отсечен от Империи - а он, собственно говоря, к ней всегда примыкал постольку поскольку, пользуясь большей автономией, чем кто-либо еще - то они зажили весьма неплохо. Когда по пакту Молотова и Риббентропа все эти земли "вернулись" в СССР, то не стали церемониться с местными. Им организовали совок в лучшей своей редакции. С лагерями, НКВД, ссылками и прочими радостями жизни. Сторонники очень любят говорить, как они взяли эти страны с условной "сохой", а оставили с неслыханными достижениями промышленности, не думая, что вообще-то там и до революции и до оккупации (слово их коробит, но как иначе назвать, когда на территорию независимого государства вторгается армия и наводит свои порядки) все с оной промышленностью было неплохо?

И вот, не зная истории, эти граждане, 40-50 лет носящие в себя обиды, нанесенные эстонскими продавщицами и официантками, во время краткой турпоездки в "советскую Европу" бросившими им вслед "тыбла" (и да, может, у этих продавщиц и официанток пол-родни сгинуло по лагерям - в которые их запихивали такие же, говорящие на русском), полагают, что их унижали исключительно из-за национальности. Искренне не понимают, "почему мы оккупанты". И обвиняют в некоей "неблагодарности". И любят подчивать нас такими вот очешуительными историями:

"Рассказывал сосед один случай. Это было в послевоенное время. Он служил в армии. был минёром. Ему пришлось проводить разминирование территорий в прибалтике. Столкнулись с таким случаем. Стояла жара и у них кончилась вода. Разминирование происходило не далеко от хутора . Проходя мимо хутора, увидели колодец. Подошли к колодцу, а он на замке. Обратились к хозяину открыть колодец, попить водички, а тот в ответ: "Уходите. а то напущу собаку." И отпустил овчарку. Командир роты застрелил овчарку. На порог дома выбежал мальчонка, видно испугался за отца, принёс ключ от замка. так отец ему дал увесистый подзатыльник за эту помощь. Вот и думайте какое отношение было к человеку освободившего страну от фашизма. И по человечески ли он относился к человеку, когда тому нужна помощь? И где у него совесть? А ведь они нам пытаются навязать свою совесть".

А теперь скажите, что со мной не так, если я считаю, что хуторянин все правильно сделал. /кстати, за россказни про "святых советских солдатиков" я буду банить/. Неизвестно, что он пережил во время войны.



Теперь личный опыт.
В Прибалтике я с 2016 года бываю регулярно (1-2 раза в год). Неизвестно, получится ли в этом году, но, скорее всего, да - как только откроют границы хотя бы внутри ЕС, а к этому все и идет.
Ни я, ни муж не сталкивались с ненавистью и презрительным отношением к тому, что мы говорим по-русски между собой или с местными жителями. Ни в столицах, ни в деревне (той же Межотне; нам, напротив, местный житель, гуляющий с собакой по тамошнему парку, показал руины чайного домика и объяснил, что это, собственно, такое, и почему его разрушили ("чтобы колхозники барам не завидовали"). Мне НЕ унизительно обратиться к человеку, который не понимает (или притворяется, что не понимает - я ж не телепат) русского, на английском (кто-то полагает это унижением). Возможно, годы жизни в стране, где я по умолчанию не могу ни к кому обратиться на русском, чтобы быть понятой, дают о себе знать. Может, во мне нет этих советских sensibilities, и никогда их не было. Быть антисоветчиком в современном мире, точнее, в той части ойкумены, которую я люблю, куда как проще - скажу вам по секрету. И да, я не пытаюсь въедливо смотреть и слушать вокруг себя на предмет просчитывания явной и тайной "русофобии". У меня не рвется пукан от наличия музея оккупации - я там даже была и там именно что антисталинизм (кстати, немецкую оккупацию в годы второй мировой в том музее тоже не забыли, вот такие "поголовные фашисты").
На что я обижаюсь - так это на поведение "не мне товарищей" и всяких родственников, которые готовы окунуть тебя лицом в грязь из-за того, что мой опыт оказался положительнее их и не совпадает с тем, что им рассказал в телевизоре Соловьев и Гордон.

P.S. На самом деле, про Остзейский край нужно писать без этой политоты. И в дальнейшем я планирую серию выпусков о том, чем именно дороги мне эти места.
Tags: baltische menschen, Остзейский край, мемуары
Subscribe

  • Прогулки по Мезоттену

    Пока, к сожалению, только виртуальные. К слову, я молюсь, чтобы эта тупая ситуация изменилась - речь идет не только о моих поездках, но и о работе.…

  • 12 фактов обо мне

    Когда-то их писала. Сейчас вступила в СОО с марафоном блоггинга (365days), но так как блоггер из меня специфический, то задания…

  • Про фон Бока еще раз. Расширенное и дополненное.

    Я много раз признавалась в любви к книге Яана Кросса "Императорский безумец". Мне зело понравился стиль, каким она написана. Не так сильно, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments